Подкаст

Авторские права в GameDev: разбираемся с кодом, лицензиями и инвесторами

Узнайте, какие законы регулируют разработку игр, как правильно работать с лицензиями и защищать свои права на код.
 Авторские права в GameDev: разбираемся с кодом, лицензиями и инвесторами

Содержание

Введение

В 11 выпуске подкаста «+100 монет» ведущий Олег Афанасьев, директор по продукту RuStore и Павел Мищенко, сооснователь юридической компании Runetlex, обсуждают юридические риски, с которыми могут столкнуться инди-разработчики.

Как защитить свой код? Что можно копировать, не опасаясь судебного иска? Как правильно заключать договоры с инвесторами и коллегами? Этот выпуск – must-listen для всех, кто хочет создавать игры и не бояться юридических проблем.

Какие законы регулируют разработку игр?

Приступая к разработке игры, необходимо учитывать правовые аспекты процесса, поскольку игровая индустрия, как и любая другая сфера, связанная с созданием интеллектуальной собственности, регулируется законодательством. В Российской Федерации основным нормативно-правовым актом, регламентирующим отношения в сфере разработки игр и, в частности, вопросы авторских прав, является четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Ключевым аспектом, который следует учитывать разработчикам, является то, что программный код, составляющий основу игры (ее движок, скрипты, алгоритмы взаимодействия и т.д.), приравнивается к литературному произведению и, следовательно, охраняется нормами авторского права.

Это означает, что на исходный код игры, а также на другие элементы, например, сценарий (если он оригинален), распространяются те же правовые принципы и механизмы защиты, что и на иные объекты авторского права, например, литературные, музыкальные, аудиовизуальные и другие произведения. В частности, разработчик, как автор кода, обладает личными неимущественными правами (право авторства, право на имя) и исключительным правом на использование произведения.

Давайте разберем три главных пункта, которые должен знать каждый инди-разработчик.

Авторское право возникает с момента создания произведения

На начальном этапе, зачастую, в процедуре патентования нет необходимости. Вам не нужно бежать в Роспатент и регистрировать каждую строчку кода, чтобы считаться автором. Авторское право возникает автоматически, с момента написания кода.

Добровольная регистрация в Роспатенте все-таки может быть полезна. Представьте ситуацию: кто-то скопировал ваш код и выдает его за свой. Как доказать, что вы были первым? Вот тут-то и пригодится свидетельство о регистрации в Роспатенте. Это весомый аргумент в любом споре.

Как происходит регистрация? Вы предоставляете часть кода (так называемые «сэмплы»). Важно: Роспатент не проверяет ваш код на работоспособность! Их задача – зафиксировать, что на определенную дату у вас был этот код.

Git-репозитории: ваш надежный друг и помощник (и бесплатная альтернатива Роспатенту)

Для тех, кто не хочет тратиться на регистрацию в Роспатенте, есть отличная альтернатива —Git-репозитории. GitHub, GitLab, Bitbucket, а также российские аналоги — все они прекрасно подходят для хранения вашего кода и, что важно, фиксации даты его создания.

Каждый коммит в Git-репозитории имеет временную метку. Это и есть ваше доказательство первенства. Главное — убедитесь, что репозиторий, который вы используете, достаточно надежен и что в случае спора вы сможете объективно подтвердить дату загрузки кода.

Реестр отечественного ПО: «плюшки» и подводные камни

Если вы планируете работать с государственными учреждениями или хотите получить определенные льготы (например, налоговые), стоит задуматься о внесении вашей программы в Реестр отечественного программного обеспечения (ПО).

В таком случае будьте готовы к тому, что ваш код проверят «под микроскопом». Особое внимание уделяется лицензионной чистоте используемых библиотек. Если у вас есть библиотеки с лицензиями, которые запрещают коммерческое использование или требуют раскрытия исходного кода проекта, то в реестр вас, скорее всего, не пустят. Поэтому внимательно читайте лицензии.

Лицензии на код: разбираемся в типах и рисках

Современная разработка программного обеспечения, в частности, геймдев индустрия, практически немыслима без использования сторонних библиотек. Они значительно упрощают выполнение определенных задач (например, работа с графикой, звуком, сетью, физикой) и позволяют разработчикам не изобретать велосипед, а сосредоточиться на создании уникальных особенностей своей игры. Однако, использование чужого кода, даже если он находится в открытом доступе, всегда сопряжено с необходимостью соблюдения лицензионных соглашений.

Лицензия — это, по сути, договор, который определяет, как вы можете использовать чужой код. Игнорирование условий лицензии может привести к серьезным юридическим последствиям. Лицензий существует огромное множество, и разобраться в них бывает непросто. Условно их можно разделить на несколько больших групп:

Какие риски возникают при несоблюдении лицензионных соглашений?

Рекомендации

Российский аналог открытых лицензий: перспективы

В настоящее время ведется обсуждение возможности создания российских аналогов открытых лицензий, которые были бы адаптированы к российскому законодательству и написаны более понятным языком. Это могло бы упростить использование открытого кода российскими разработчиками и снизить юридические риски. Также обсуждается создание открытых репозиториев российского кода.

Использование стороннего кода – это удобно и эффективно, но требует внимательности и ответственности. Соблюдая лицензионные соглашения, можно избежать многих проблем!

Когда разработчику пора идти к юристу? Определяем критическую точку

Один из самых частых вопросов, которые задают начинающие (и не только) разработчики: «Когда мне нужен юрист?». Некоторые считают, что юристы нужны только большим компаниям, а инди-разработчики могут обойтись своими силами. Это заблуждение. Но и бежать к юристу сразу, как только написали первую строчку кода, тоже не стоит. Где же золотая середина?

Павел Мищенко предлагает довольно неожиданный, но логичный подход: если вы делаете проект для себя, в стол, для портфолио и не планируете на нем зарабатывать, то на начальном этапе юридическая помощь скорее всего не нужна. Риски минимальны: вы никому не передаете права, не получаете деньги, не заключаете договоры.

Но cитуация кардинально меняется, как только появляются деньги. Любые. Даже небольшие. Даже донаты.

Ключевые моменты, когда стоит задуматься о юридической защите:

Это поможет избежать конфликтов и недопонимания в будущем.

Это позволит избежать споров о том, кому принадлежит код, созданный вашими сотрудниками.

Защита конфиденциальной информации: NDA и режим коммерческой тайны:

Чужие ассеты в игре: как использовать безопасно и избежать проблем?

Создавая игру, вы неизбежно сталкиваетесь с необходимостью использовать различные ресурсы: графику (фоны, персонажи, текстуры), музыку, звуковые эффекты, шрифты и т.д. Далеко не всегда есть возможность (и необходимость) создавать все эти элементы с нуля. Использование чужих ассетов — распространенная практика, но она требует крайней осторожности. Необдуманное использование чужой интеллектуальной собственности может привести к серьезным юридическим проблемам, вплоть до многомиллионных исков.

Разберем основные виды ассетов и связанные с ними риски.

Фотографии и изображения

Это, пожалуй, наиболее уязвимое место с точки зрения рисков. В 2000-х годах к использованию изображений, найденных в сети, относились гораздо проще. Многие считали, что если картинка лежит в открытом доступе, значит, ее можно использовать.

Сейчас ситуация кардинально изменилась. Фотографы и фотобанки (а также компании, специализирующиеся на выкупе прав и предъявлении претензий) активно отслеживают нарушения авторских прав и предъявляют иски. Размеры компенсаций, предусмотренных законом, впечатляют: от 10 000 до 5 000 000 рублей за каждый факт незаконного использования. Иными словами штраф выставляется за каждую фотографию, размещенную игре без разрешения правообладателя.

Что делать?

Музыка и звуковые эффекты

Здесь ситуация аналогична фотографиям. Использовать музыку и звуки, найденные «где-то в интернете», крайне рискованно.

Что делать?

ИИ-генерация (изображения, музыка, тексты)

Использование контента, сгенерированного искусственным интеллектом (ИИ), —это пока относительно серая зона с точки зрения авторского права.

В Российском законодательстве автором может быть признано только физическое лицо . Поэтому формально, сгенерированные ИИ изображения, музыка и тексты не имеют автора и, следовательно, не охраняются авторским правом.

Однако, ситуация неоднозначная и может измениться в будущем. Во-первых, компании, разрабатывающие ИИ-модели, могут пытаться закрепить за собой права на сгенерированный контент (например, через пользовательские соглашения).

Во-вторых, судебная практика по этому вопросу только формируется, и не исключены прецеденты, когда права на ИИ-контент будут признаны за кем-то (например, за пользователем, который ввел запрос, или за компанией-разработчиком ИИ).

Что делать?

Договоры с инвесторами: как избежать ловушек и защитить свои интересы

Привлечение инвестиций – важный этап в развитии любого игрового проекта. Но эйфория от получения финансирования может быстро смениться разочарованием, если не уделить должного внимания юридическим аспектам. Договор с инвестором —это не просто формальность, а документ, который определяет ваше будущее и будущее вашего проекта.

Распространенные ошибки и как их избежать

Одна из самых частых и опасных ошибок – договориться с инвестором на словах, обсудить основные условия за чашкой кофе, а потом передать юристам задачу по оформлению договора. Так делать категорически нельзя.

Почему? Юристы — не телепаты. Они не знают, о чем конкретно вы договорились с инвестором. Они не присутствовали при ваших разговорах, не знают нюансов и не понимают, что для вас действительно важно. В результате, в договоре могут появиться пункты, которые не соответствуют изначальным договоренностям или, что еще хуже, содержат подводные камни, которые могут обернуться против вас в будущем.

Как правильно? Юрист должен быть участником переговорного процесса с самого начала. Он поможет правильно сформулировать требования, оценить предложения инвестора с юридической точки зрения, выявить потенциальные риски и предложить оптимальные формулировки договора.

«Мне юрист сказал, что все нормально», «Там 30 страниц, я ничего не понимаю», «Я доверяю инвестору» — типичные оправдания тех, кто не читает договоры. Это грубейшая ошибка.

Почему? Подписывая договор, вы соглашаетесь со всеми его условиями. Даже если вы их не понимаете. Даже если они вам не нравятся. Даже если они противоречат вашим интересам. Потом доказать, что вы не знали, не поняли, не имели в виду, будет практически невозможно.

Как правильно? Внимательно читайте договор сами. Каждый пункт. Каждое слово. Если что-то непонятно —задавайте вопросы юристу. Не стесняйтесь показаться глупым или надоедливым. Речь идет о вашем будущем. Юрист обязан объяснить все нюансы договора простым и понятным языком.

Даже если вы не юрист, есть определенные красные флаги, на которые стоит обратить особое внимание при чтении договора с инвестором:

Особое внимание стоит обратить на пункты, которые кажутся мелочью. Например, в договоре может быть прописано, что вас могут снять с должности генерального директора за любое административное правонарушение, то есть даже за штраф за неправильную парковку, оформленный на компанию!

«Это же солидный инвестор, он не будет обманывать», «Мы же друзья» — такие мысли могут привести к печальным последствиям. Доверие —это хорошо, но в бизнесе (а привлечение инвестиций —это уже бизнес) нужно полагаться не только на доверие, но и на юридически грамотно оформленные документы.

Как правильно? Даже если вы полностью доверяете инвестору, внимательно читайте договор и привлекайте к его анализу своего юриста. Помните: инвестор (даже самый доброжелательный) в первую очередь защищает свои интересы, а не ваши.

Совместная разработка: как оформить отношения с коллегами?

Даже если вы делаете игру с друзьями, стоит подстраховаться. Особенно если вы планируете на этом зарабатывать.

Как обезопасить себя, если используешь чужие ассеты

Если вы используете чужие модельки, музыку, фоны —вы всегда рискуете. Но риски можно минимизировать.

Что такое исключительное право и как оно работает?

Важно различать авторское право и исключительное право.

Главное, что нужно запомнить

Чек-лист

  1. Определитесь с целями: игра для души или коммерческий проект.
  2. Изучите лицензии: если используете чужой код, музыку, изображения – читайте условия использования!
  3. Появились деньги – к юристу! Донаты? Пора задуматься о юридической стороне вопроса.
  4. Работаете в команде? Оформите соавторский договор, договор подряда или трудовые отношения + документы на служебное произведение.
  5. Привлекаете инвестиции? Внимательно читайте договор!
  6. NDA —полезный инструмент для защиты конфиденциальной информации.
  7. Помните про разницу между авторским и исключительным правом.
  8. Концепции и идеи авторским правом не охраняются.
  9. Если вы берете что-то чужое, читайте лицензионное соглашение, условия использования.

Заключение

Юридические аспекты разработки игр могут показаться сложными и пугающими. Но, как показывает опыт, лучше разобраться в этих вопросах заранее, чем столкнуться с проблемами потом.

Хотите узнать больше? Слушайте полный выпуск подкаста «+100 монет»

Часто задаваемые вопросы

Нет, авторское право возникает автоматически при создании кода. Добровольная регистрация в Роспатенте (или использование Git) полезна как доказательство вашего авторства и даты создания в случае споров.

Лицензия – это правила использования чужого кода. MIT (разрешительная) дает свободу, GPL (ограничительная/copyleft) требует открывать весь ваш код. Проверять критически важно, чтобы не нарушить условия, не получить иск или не быть вынужденным открыть свой проект (из-за GPL).

Основные моменты: как только появляются деньги (любые, включая донаты), при привлечении инвестиций, или при работе в команде (оформление прав и отношений).

Главный риск – судебные иски за нарушение авторских прав с большими штрафами (особенно за фото). Избежать: создавать самому или использовать только ассеты с четкой, подходящей лицензией (купленной или свободной типа CC), внимательно читая условия. Нельзя брать "просто из интернета".

Внимательно читайте сами, привлекайте своего юриста. Ключевые пункты: права на интеллектуальную собственность (IP), условия выхода из проекта, распределение контроля и прибыли, ответственность. Не полагайтесь на устные обещания.

Используйте правильные договоры: соавторский (для партнеров), подряда (ГПХ) с передачей прав (для фрилансеров), трудовой + документы на служебное произведение (для штатных сотрудников). Это нужно, чтобы четко определить, кому принадлежат права на игру и как делятся доходы.

Похожие статьи