Эволюция мобильных игр: от первых разработок до наших дней
Сложно сейчас представить человека, у которого нет на хотя телефоне хотя бы одной игры, а многие современные геймеры и вовсе выбирают смартфоны своим основным игровым устройством. Но так было далеко не всегда. Разработка игр для телефонов начиналась с экспериментов для энтузиастов, споткнулась на попытке выделиться в уникальный сегмент, а затем стала одной из самых прибыльных отраслей рынка в мире.RuStore
Магазин приложений для Android

Содержание
- Мобильные игры появились раньше, чем мобильные телефоны
- Сначала была вовсе не «Змейка», как все привыкли думать
- Первые шаги мобильной разработки
- Поиграть в культовые Java-игры
- Doodle Jump
- Tower Tilt
- PAC-MAN 256
- Sonic Runners Revival
- История мобильного гейминга
- Мобильные игры: от «Змейки» до киберспорта
- Во что поиграть, чтобы почувствовать эволюцию индустрии
- Змейка 2D
- Танчики 1990
- Need for Speed No Limits
- Devil May Cry: Peak of Combat
- Angry Birds Classic
- Free Fire: Хаос
- Будущее игровой индустрии на смартфонах видно уже сейчас
- Скачать мобильные игры, демонстрирующие эволюцию индустрии
- Часто задаваемые вопросы
- Интересные статьи
Сегодня мы проследим этот путь от начала до наших дней. Ответим на вопрос, что было раньше: «Тетрис» или «Змейка», вспомним попытки Nokia стать главной на рынке игровых телефонов и удивимся тому, какие игры выходят сейчас.
Мобильные игры появились раньше, чем мобильные телефоны
Начать разговор о мобильных играх нельзя без констатации факта: это был не самостоятельный этап индустрии, а лишь ответвление от (на тот момент) ещё молодого сегмента игрового рынка.
Разумеется, речь идёт о портативных консолях, путь которых начался в 1989 году с выходом Nintendo Game Boy. В те годы сам факт, что с собой в дорогу можно взять игры, которые очень и очень похожи на то, во что играли дома, поражал воображение.
Библиотека первой массовой портативки была переполнена разными жанрами — от больших и в меру комплексных RPG до того, что сейчас называют не иначе как «казуальные игры».
А самой главной игрой платформы по популярности и продажам эксперты называют «Тетрис», за разработку которого отвечал Алексей Пажитнов в сотрудничестве с внутренними структурами Nintendo. Простая в исполнении (это важно), но очень затягивающая игра была интересна как заядлым геймерам, так и офисным клеркам.
Успех консоли Nintendo показал, что железо, которое нужно для запуска игры, можно уместить в маленькую коробочку, а небольшого экрана достаточно для комфортного прохождения.
Сначала была вовсе не «Змейка», как все привыкли думать
17 ноября 1994 года в продажу на территории Европы поступил GSM-телефон Hagenuk MT-2000, разработанный в Дании. По меркам времени максимально базовый, громоздкий телефон раннего периода с монохромным экраном. Но всё-таки одно отличие от типичного телефона девяностых там было. Официально Hagenuk MT-2000 — это первый телефон с предустановленной игрой на борту. Это был «Тетрис».
По некоторым данным, инженеры из Дании вдохновились успехом портативной приставки Game Boy и хотели за счёт самой популярной игры на платформе от Nintendo поднять продажи MT-2000, однако план не удался, устройство массовым не получилось.
По этой причине исторически принято считать первой мобильной игрой «Змейку», которую разработал финский инженер Танели Арманто. Она была предустановлена на телефонах Nokia 6110, которые поступили в продажу в 1998 году.
Первые шаги мобильной разработки
Первые мобильные телефоны были крупными и дорогими устройствами. Например, модель Motorola DynaTAC 8000X, выпущенная в 1983 году, даже не имела дисплея. Появление экранов стало важным этапом в развитии мобильных технологий и открыло новые возможности для развлечений.
Первым телефоном с игровой функцией стал вышеупомянутый Hagenuk MT-2000, который предлагал «Тетрис». Четырьмя годами позже, в 1998-м, модель Nokia 6110 представила простую, но увлекательную игру «Змейка». Управление играми того времени было довольно примитивным и ограничивалось несколькими кнопками, а требования к аппаратным характеристикам были минимальными. В конце 90-х годов компании Ericsson, Nokia и Motorola объединили усилия и создали протокол WAP (Wireless Application Protocol), который позволил пользователям загружать игры через интернет. В 1999 году Nokia выпустила модель 7110, оснащённую WAP-браузером, благодаря которому появились первые каталоги игр. Разработчики могли публиковать там свои проекты для общего доступа. Это были своего рода предшественники современных магазинов приложений.
К началу 2000-х стали формироваться первые платформы для разработки. Конкурировали две системы: Qualcomm BREW и Java 2 Micro Edition (J2ME). Java одержала победу благодаря открытости и бесплатности для разработчиков. Уже в 2001–2002 годах начали выходить телефоны на Java с акцентом на игры. Например, Nokia 3410 имела аналоги Pac-Man, всё ту же легендарную «Змейку», симулятор тенниса Racket и доступ к WAP‑каталогу приложений.
Поиграть в культовые Java-игры
Doodle Jump
Tower Tilt
PAC-MAN 256
Sonic Runners Revival
Улучшалось и «железо»: росли объём памяти и тактовые частоты, появились цветные экраны и полифония. Игры перестали быть исключительно пошаговыми — Java позволила двигать спрайты быстрее, что сделало геймплей более динамичным.
История мобильного гейминга
В середине и конце 2000-х годов мобильные телефоны превратились в полноценные устройства для игр. Это был период настоящего расцвета жанров: от простых аркад и головоломок до сложных спортивных симуляторов и стратегий. Игра «Змейка», например, завоевала популярность по всему миру и стала одним из самых распространенных развлечений на мобильных телефонах.
Технические характеристики устройств также значительно улучшились: к 2004–2005 годам смартфоны получили цветные экраны, а их процессоры стали достаточно мощными для создания графики на уровне восьмибитных и даже 16-битных консолей. Эти улучшения в области дисплеев, процессоров, памяти и сетевых интерфейсов сделали мобильные игры более сложными и разнообразными в плане геймдизайна.
В 2003 году компания Nokia представила игровой телефон N-Gage, который отличался необычным расположением кнопок для удобства использования в играх. Это устройство стало одним из немногих примеров попытки объединить функции мобильного телефона и портативной игровой консоли. Сама Nokia описывала его как «телефон‑консоль», и устройство должно было стать прямым конкурентом Game Boy Advance от Nintendo.
Несмотря на коммерческий провал, N-Gage продемонстрировал стремление индустрии к созданию устройств, сочетающих возможности телефона и игровой приставки, что побуждает сравнивать современные смартфоны с игровыми консолями.
В 2007 году Apple выпустила первый iPhone, а в 2008-м запустила App Store. Эти события кардинально изменили мир мобильных устройств. Телефоны получили большие сенсорные экраны, мощные процессоры и независимые от операторов магазины приложений.
Разработчики получили возможность легко публиковать игры для миллионов пользователей. Аркада Angry Birds стала ярким примером успеха, который был возможен благодаря новой мобильной экосистеме.
Вскоре после Apple компания Google представила платформу Android, первый коммерческий смартфон на ней вышел осенью 2008 года. Смартфоны быстро стали популярными, и мобильный гейминг достиг нового уровня.
С развитием 3G/4G-сетей и внедрением GPS-модулей в устройства игры начали поддерживать онлайн-мультиплеер, геолокацию и элементы дополненной реальности (AR).
Пример — Pokemon GO, запущенный в 2016 году, который продемонстрировал, что глобальное подключение и AR могут привлечь миллионы игроков.
В начале 2010-х мобильные игры начали конкурировать с консолями и ПК. Качество графики в них достигло уровня, сопоставимого с уровнем приставок предыдущего поколения. Например, на iPhone 3GS и 4 можно было увидеть детальность, сравнимую с PlayStation Portable, которая использовала физические UMD-диски.
В то же время покупка игры в App Store на iPhone была предельно простой — достаточно было одного касания. Эти факторы способствовали росту аудитории. Аналитики предсказывали, что к 2025 году мобильный гейминг займёт почти половину мирового рынка видеоигр, принеся 49% от общего дохода.
Сегодня, благодаря тому, что игры на смартфонах достигли консольного уровня по качеству и объёму без учета поколений, эта цифра стала даже выше. Некоторые современные игры, например Honkai: Star Rail, выходят одновременно на консолях, ПК и смартфонах.
Мобильные игры: от «Змейки» до киберспорта
Мобильные игры прошли долгий путь развития: от простых пиксельных игр до крупных киберспортивных дисциплин. С течением времени изменились не только геймплей и управление, но и графика. Вместо примитивных кнопок появились сенсорные экраны и гироскопы, а двумерная графика уступила место реалистичному трёхмерному изображению с динамической физикой.
Мобильный гейминг стал полноценным онлайн-досугом. Мультиплеерные сетевые игры на смартфонах сделались привычным явлением. Более того, мобильные игры, ранее считавшиеся лишь временным развлечением, превратились в серьёзного конкурента традиционных игровых платформ.
Особенно популярны мобильные шутеры и MOBA-игры. Например, в 2024 году трансляции матчей по PUBG Mobile привлекли 216,7 миллиона часов просмотра. А мобильная дисциплина Mobile Legends: Bang Bang за тот же период набрала 386,8 млн часов зрительского времени. Эксперты отмечают стремительный рост популярности и других мобильных игр, таких как League of Legends: Wild Rift, которая в 2025 году обошла множество конкурентов.
Во что поиграть, чтобы почувствовать эволюцию индустрии
Перед тем как подвести итоги, предлагаем наглядно проследить эволюцию мобильных игр. Мы собрали семь проектов, которые лучше всего демонстрируют переход от простой забавы на пять минут к полноценной игре, способной затягивать на часы.
Змейка 2D
Рекомендуем начать с классической «Змейки». Эта версия игры максимально приближена к той, что была на телефонах Nokia конца 90-х годов. Даже сейчас она способна увлечь на 30-40 минут в очереди или в дороге.
Скачать Змейку 2D в RuStore.
Танчики 1990
В начале развития мобильных игр многие разработчики пытались перенести легендарные «Танчики» с «Денди» на смартфоны. Сегодня можно найти точную копию той самой игры из детства.
Скачать Танчики 1990 в RuStore.
Need for Speed No Limits
Когда-то на телефонах с Java была популярна серия Asphalt, которая пыталась перенести культовую франшизу Need For Speed в карман. Сегодня же мы можем наслаждаться полноценной версией NFS с графикой не хуже, чем на ПК и консолях.
Скачать Need for Speed No Limits в RuStore.
Devil May Cry: Peak of Combat
В эпоху Java японская компания Capcom не раз пыталась перенести свои культовые серии в мир мобильных игр. К сожалению, большинство из них канули в Лету, но ураганный экшен Devil May Cry обрел новую жизнь в виде Peak of Combat.
Чтобы сохранить дух и продолжить развитие вселенной DMC, разработчики максимально точно перенесли в игру классических персонажей, локации, оружие и боссов. Визуальный стиль уникального готического мира также воспроизвели в высоком качестве, геймеров ждёт новая захватывающая история. Игра предоставляет свободу и гибкость в использовании комбинированных навыков: можно опираться как на технику, так и на тактическое мастерство. Красочные и неограниченные стили боя делают сражения ещё более увлекательными.
Скачать Devil May Cry: Peak of Combat в RuStore.
Angry Birds Classic
Angry Birds Classic объединяет лучшие части знаменитой серии, которая в 2008 году перевернула мир мобильных игр.
Вас ждёт классический геймплей: рогатка, запуск птиц, взрывы и разрушение сооружений. Игра предлагает увлекательные задания, где вы используете уникальные способности птиц для разрушения укреплений противника. Кроме того, доступен офлайн-режим.
Скачать Angry Birds Classic в RuStore.
Free Fire: Хаос
С появлением жанра «королевская битва» на смартфонах стал стремительно развиваться киберспорт. Free Fire стал одним из ключевых проектов в этой индустрии.
Каждая 10-минутная игра начинается на отдалённом острове, где вы сражаетесь с 49 другими игроками. Все они стремятся выжить. Игроки выбирают место приземления с помощью парашюта и стараются оставаться в безопасной зоне как можно дольше. Вам предстоит управлять транспортом, исследовать карту, прятаться в дикой природе или использовать окружающую среду, чтобы стать невидимым. Цель — выстоять и выполнить свой долг.
Нужно искать оружие, оставаться в безопасной зоне, грабить врагов — и стать последним выжившим. По пути ищите легендарные воздушные десанты и избегайте авиаударов, чтобы получить преимущество над соперниками.
Скачать Free Fire: Хаос в RuStore.
Будущее игровой индустрии на смартфонах видно уже сейчас
За три десятилетия мобильные технологии и игры кардинально изменились. Раньше «быстрая игра в перерыве» подразумевала примитивную «Змейку», но сегодня в кармане у каждого полноценная игровая платформа, сравнимая с консолями. На смартфоне можно играть в требовательные к графике шутеры и MOBA, и процесс покупки и установки игр стал проще, чем на консолях.
Будущее мобильного гейминга выглядит многообещающе. Развитие сетей 5G и облачных технологий позволит стриминговым играм стать мобильными. Скоростные сети с минимальной задержкой обеспечат комфортный геймплей «по воздуху». Эксперты прогнозируют, что к 2028 году мобильные игры в сетях 5G, с технологиями AR и облачными сервисами, будут приносить около 100 миллиардов долларов дохода в год. Таким образом, мобильный гейминг продолжит расти и сближаться с консолями по качеству и значимости в индустрии.
Скачать мобильные игры, демонстрирующие эволюцию индустрии
Часто задаваемые вопросы
Изменилось всё: от графики до игрового процесса и способа покупать приложения. Раньше были простые игры из WAP-каталогов, сейчас — большие и комплексные проекты.
В графике, пользовательском взаимодействии, сложной механике и онлайн-функциях.
Возможно, — суперприложения, голосовые и нейроинтерфейсы, AR-платформы.
Интересные статьи













































































