Gamedev

Как разработчики борются с читерами в мобильных играх

Как разработчики борются с читерами в мобильных играх

Содержание

Геймеры по всему миру тратят от $350 млн до $500 млн в год на покупку читерских программ. Издатели и разработчики по разным оценкам теряют из-за них до 40% потенциального дохода от игр. Неудивительно, что с ПК и консолей читеры в играх добрались и до мобильных платформ. Что они там делают, какие сегодня есть наказания за читерство и как поступить, если вы заподозрили мошенничество — разберемся ниже.

Что такое читерство в мобильных играх

Как менялись читы в играх

Раньше читами называли комбинации клавиш, которые открывали перед игроками невероятные возможности: режим бога с бессмертием, кучу денег или полный набор всевозможного оружия. Геймеры 30+ наверняка помнят наизусть культовые HESOYAM, MOTHERLODE и IDDQD.

С развитием популярности онлайн-игр, системы рейтингов, внутриигровых покупок и прочих современных прелестей изменились и читы — теперь это сложные программы, которые ищут уязвимости, чтобы дать преимущество там, где у всех игроков должны быть равные условия.

Читерство (от англ. cheat «мошенничать, обманывать») — это применение специального софта и использование багов и уязвимостей видеоигр для получения нечестного преимущества перед другими игроками.

Если читы 00-х в синглплеерах были инициативой самих разработчиков и создавались, чтобы облегчить или разнообразить геймплей, то читы 20-х в мультиплеерах — это нарушение правил игр, несоблюдение принципов равенства и в общем-то банальное мошенничество.

screenshot

Где встречаются читы в мобильных играх

В мобильных играх читы особенно распространены в многопользовательских играх: PUBG Mobile, CoD Mobile, Genshin Impact и других. Одни позволяют «видеть сквозь стены» и быстро двигаться, другие — летать, третьи — пропускать кат-сцены.

К читерству в мобильных онлайн‑играх относится и подключение внешней периферии — клавиатуры, мыши, геймпада, — к смартфону или планшету, чтобы получить преимущество перед соперниками. Для читеров в играх разработаны специальные утилиты на Android, такие как GameGuardian или Cheat Engine, которые позволяют менять характеристики персонажей и вмешиваться в работу игры.

Для борьбы с читерами также разрабатывают специальное ПО — античиты. Кроме того, разработчики игр придумали множество разных способов наказания читеров в играх.

screenshot

Как игроки становятся нарушителями

Большинство читеров в играх не пишут читы сами — они покупают уже готовые решения. Так обычный игрок и становится нарушителем, но, как правило, ненадолго. Все потому что разработчики игр научились защищаться от читов, искать нарушителей и блокировать их разными способами — от автоматических алгоритмов до ручной модерации. Борьба с читерами также развита, как само читерство.

Рассмотрим самые распространенные методы, которые используют читеры для получения преимущества в играх.

Изменение памяти

Читерские приложения (например, GameGuardian или Cheat Engine) позволяют в реальном времени изменять значения в памяти игры: количество жизней, ресурсов и т.д. Они применимы и к онлайн-играм, если часть информации хранится локально в памяти устройства.

Инъекция кода

С помощью инструментов вроде Frida, IDA Pro или Hopper читеры внедряют свой код прямо во время игры, либо модифицируют бинарные файлы APK/IPA перед установкой. Это позволяет мошенникам менять механику игры, убирать рекламу и создавать собственные моды, которые часто распространяются на сторонних ресурсах.

Скрипты и боты

Они автоматизируют игровой процесс: фарминг, гринд, масс-клик. Помимо классических ботов, к этой категории относятся авточиты вроде автонаведения (aimbot) и автоматической стрельбы (triggerbot).

Использование уязвимостей сетевого обмена

Перехват и модификация сетевого трафика между клиентом и сервером позволяет обманывать механику наград, внутриигровые покупки, а также отправлять подложные команды на сервер. Часто используется через прокси, MITM, фреймворки для анализа трафика.

Использование эмуляторов

Запуск приложения в эмуляторе ПК дает большие возможности для отладки, автоматизации, масштабирования атак и обхода защиты конкретной платформы.

Какие меры принимают разработчики за читерство

Двадцать лет борьбы с читерами в индустрии ПК-игр бесследно не прошли — у античит-программ появился свой рынок, который в 2023 году оценивался в $3,5–4,5 млрд с прогнозом роста до $10–11 млрд к 2033 году.

Мобильный гейминг популярен не так давно, методы и инструменты борьбы с читерством мигрируют в относительно новую область, но не так активно, как хотелось бы честным игрокам и разработчикам. Поэтому читерство остаётся проблемой в мобильных играх — с ним ещё не научились так эффективно бороться, как на ПК.

Разработчики PUBG демонстрирует масштабные результаты борьбы с читерами: например, с 15 по 18 мая 2025 года разработчики забанили около 210 тысяч учетных записей, использовавших запрещенное ПО, а в первой половине 2024 года было навсегда заблокировано почти 1,5 млн аккаунтов.

Чтобы бороться с читерами в мобильных играх, разработчики работают сразу в нескольких направлениях:

Усиление защиты

Серверная валидация стала основой современной защиты. Большинство расчетов переносится на сервер, что не позволяет читерам модифицировать критически важные игровые параметры.

Клиентские античиты исследуют оперативную память и ищут установленные программы, выполняя глубокий анализ процессов.

Шифрование данных с использованием алгоритмов типа AES защищает файлы с сохранёнными данными от модификации.

Детекторы внедрения зависимостей задают белый список библиотек, которые могут быть подключены в финальный билд игры.

Разработчики применяют полиморфный подход — каждую неделю или даже каждый день выпускают микро-патчи, которые меняют клиент. От всех читов это не спасает, но не позволяет модифицировать данные в памяти игры или читать их.

screenshot

Обнаружение читеров

Разработчики активно используют анализ поведения игроков с помощью ИИ. Например, технология VACnet от Valve ежедневно анализирует поведение участников в десятках тысяч матчей на «человечность».

Одним из наиболее инновационных решений стала система Fog of War в PUBG Mobile. Она ограничивает информацию, которую получает устройство игрока, что эффективно борется с читами «рентгеновского зрения».

Принцип такой: сначала Fog of War сканирует все здания и рельеф на картах PUBG Mobile, затем с помощью внутренних расчетов определяет, что игрок должен видеть. С сервера на устройство отправляется только та информация, которая должна быть видна игроку. Невидимая информация не передается, что останавливает читеров с «рентгеновским зрением». Во время тестов система помогла снизить количество читов на 50%, а в некоторых регионах количество жалоб на читеров уменьшилось на 62%.

В Call of Duty Mobile используется система Ricochet Anti-Cheat, которая автоматически закрывает игру, если обнаружила прицеливание с помощью мыши и клавиатуру, и обнаруживает приложения, которые позволяют просматривать лобби до начала игры.

В мобильной Free Fire используется античит-система от Tencent, которая включает в себя превентивные меры и активный мониторинг. По данным разработчиков, их механизм предотвращения блокирует примерно 80% попыток использования читов еще до того, как они повлияют на игру.

Детекторы телепорта проверяют дистанцию между позициями игрока через определённые промежутки времени.

Системы мониторинга отслеживают необычные действия игроков и анализируют код приложения на наличие аномалий. Для ручной проверки античит может отправлять на сервер повторы, скриншоты и содержимое чата.

Once Human показывает впечатляющие результаты борьбы с читерами: всего за один месяц разработчики заблокировали более 1000 игроков за использование читов. Компания значительно усилила системы обнаружения, включая борьбу с программами типа Cheat Engine и аппаратными устройствами для читерства.

Особенность большинства античитов — задержка между обнаружением чита и блокировкой аккаунта. Это делается, чтобы разработчики читов не могли понять, какие именно действия привели к бану. Например, Valve Anti-Cheat (VAC) может отправлять решение о бане через недели или даже месяцы после обнаружения.

Сотрудники Riot Games годами проникают в закрытые Discord-серверы читеров, выдавая себя за обычных игроков. Этот метод позволяет получать инсайдерскую информацию о новых читах и методах их распространения.

Вот как система поиска читеров выглядит в отечественной студии мобильной разработки ManinGame. В команде есть модераторы, которые анализируют жалобы игроков и реагируют на оповещения автоматизированной системы поиска нарушителей.

screenshot

Например, геймер играет сразу с пяти аккаунтов и пытается обойти системы борьбы с мультиводством, переключая IP. Благодаря глубокой оценке каждого из профилей автоматическая система находит таких игроков и предлагает модератору рассмотреть это случай в ручном режиме.

Модератор решает: есть нарушение правил и пострадавшие, или нет. Если есть, следует наказание: первый раз — откаты всех операций и предупреждение, второй раз — временный бан, третий раз — перманентный бан.

Наказания читеров в играх

Среди игровых санкций особенно популярны: временный бан, перманентный бан, бан по железу, понижение ранга, ограничение функций.

screenshot

Перманентные баны остаются основной мерой борьбы с читерами. VAC предлагает пожизненный онлайн-бан в той игре, на которой игрок был пойман. Например, система заблокировала около 40 тысяч читеров в Dota 2, заманив их в ловушку с помощью кода, который активировался только определенным читерским ПО.

PUBG Mobile с помощью системы Ban Pan 2.0 блокирует устройства читеров на уровне железа, чтобы предотвратить создание новых аккаунтов. В 2023 году система Ban Pan заблокировала более 16,7 млн аккаунтов по всему миру. Основные причины блокировок включали: автоприцеливание (21%), рентгеновское зрение (20%), модификацию урона (15%) и скоростные читы (13%).

Широко применяется в качестве санкций ограничение функций. Многие VPN-программы объявляются «конфликтующими с VAC», и на время игры их приходится отключать.

Call of Duty применяет систему Damage Shield, которая постепенно отбирает у читеров возможности — сначала критический урон, затем хедшоты, а потом и вовсе оружие.

В Rust создают премиум-серверы для игроков с дорогими Steam-инвентарем. Подавляющее число забаненных читеров носят инвентарь стоимостью менее $20, постоянные игроки — более $20. Это создаёт экономический барьер для входа нечестных игроков.

Популярные игры, которые наказывают читеров: Dota 2, PUBG, Call of Duty, Fortnite, Genshin Impact (в том числе их мобильные версии).

В Южной Корее за читерство можно получить до пяти лет тюрьмы. В Китае действуют подобные законы в отношении создателей и распространителей читерских программ с наказанием до 15 лет лишения свободы.

Как разработчики игр троллят читеров

Баны и ограничения — не единственные способы наказать нарушителей в играх. Некоторые разработчики подходят к санкциям более изобретательно — буквально занимаются троллингом игроков.

В Titanfall читеров не банят, а навечно отправляют на отдельные сервера, где они могут играть только среди таких же нарушителей.

Valve применяет особый тип ловушек — «honeypot». Технически они отличаются от обычных ловушек тем, что создают для читеров фиктивную мишень, которая не отображается у игроков, но на неё реагирует чит.

RuneScape придумала свой троллинг: создала бухту Ботани (Botany Bay) — место для суда и наказания читеров, где проходили публичные казни нарушителей.

screenshot

В случае с Dota 2 разработчики заметили всплеск читеров и встроили в игру специальный элемент интерфейса — «окно», которое было невидимо для обычных игроков, но отображалось в читерских программах. Когда читер нажимал на это «окно» или взаимодействовал с ним, система фиксировала нарушение и выдавала бан.

В Stanley Parable троллинг вышел на высший уровень: использование читов в игре приводит к помещению игрока в пустую комнату со столом, где комментатор объявляет о «тысяче миллиардов триллионов лет» для размышлений.

Александр Щевелев, СЕО российской студии разработки ManinGame, считает, что единственный способ победить читеров — это возглавить их: «Люди пишут ботов (скрипты) для автоматизации — вместо бана дайте автоматизацию в игре за вип-подписку. Мультиводство мешает игрокам? Сделайте так, чтобы это было полезно и дорого. Кто-то находит имбовые сборки для игры? Без проблем — продавайте эти схемы сам в виде "успешных бандлов"».

В каких играх почти нет читеров

В кооперативных играх читеров встречается гораздо меньше. В такие играх, как Helldivers и Deep Rock Galactic, нет прямой конкуренции между игроками, поэтому и читеров почти нет.

На консолях традиционно меньше читеров по сравнению с ПК. Закрытая архитектура консолей и строгий контроль над ПО создают дополнительные барьеры для мошенников.

Overwatch и Fortnite считаются лидерами в борьбе с читерами. В этих играх нарушителей банят по железу, именно поэтому их там меньше всего. Например, в первом Overwatch за 200 часов игры можно встретить только 2 читеров. Во втором, из-за того, что игра стала бесплатной, число выросло до 10 читеров за 200 часов — но это все равно очень низкий показатель.

Valorant Mobile показывает впечатляющие результаты благодаря системе Embedded Vanguard. За последние четыре года на всех платформах система заблокировала более 3,6 млн учетных записей — это примерно один бан каждые 37 секунд.

Игры Battlefield одни из антилидеров по числу читеров среди шутеров. Особенно это заметно, когда выходит новая игра серии — разработчики активно банят читеров. Проблемы появляются только после прекращения активной поддержки игры.

Что делать, если вы столкнулись с читером

При встрече с читером в мобильной игре существует несколько эффективных стратегий поведения.

Как кинуть бан на читера

Чтобы провести «проверку на читерство», используйте внутриигровую систему жалоб — вызовите меню, выберите ник нарушителя, затем выберите «обвинить в нарушении» и отметьте все соответствующие пункты. Если ещё не поздно — запишите подозрительные эпизоды для передачи модераторам.

Что лучше не делать

Покиньте сессию немедленно, если читер начал раздавать деньги или другие ресурсы — у читеров иногда наступает приступ «щедрости», и они заваливают всех кучей игровых ценностей. Принятие таких «подарков» может привести к бану вашего аккаунта.

Метод «игнора»

Не провоцируйте читера — применяйте метод «игнора». Зайдя в сессию, где никто не обращает внимания на обман, нарушитель не будет получать реакцию и, скорее всего, покинет игру.

Смените идентификационные данные

Если вдруг в игре вас начал «преследовать» читер, смените ник и, по возможности, IP-адрес. Если преследование продолжается, обратитесь в техподдержку игры с видеозаписями нарушений.

Часто задаваемые вопросы

Обычно — ничего. Однако, если вы получили какую-то игровую вещь от читера, система может распознать вас также как читера. Тогда сработает античит, а ваш аккаунт могут заблокировать. Придется оспаривать бан в поддержке.
Иногда разработчики применяют так называемый бан по ассоциации — блокировку аккаунта за игру с читером или за получение выгоды от его действий. Такой бан нужно обжаловать через специальную форму или через поддержку, предоставив доказательства честной игры.
Об этом знают только разработчики, которые создают и обслуживают античиты для конкретной игры. В общем случае бан по ассоциации срабатывает, если вы играли с читером и получали выгоду от его действий. Такой бан всегда можно оспорить.
В играх, где активно работают античиты, предусмотрены специальные формы для оспаривания бана или служба поддержки, которая разбирает заявки игроков.
Безопасных читов не бывает. Использование любых читов в онлайн-играх может привести к блокировке аккаунта, в том числе «по железу» (без возможности создать новый аккаунт на устройстве, словившем бан).

Похожие статьи